Региональные системы оповещения (РСО)

Региональная система оповещения (РСО) представляет собой силы и технические средства оповещения, обеспечивающие доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения от региональных центров МЧС России до подчинённых органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (главных управлений МЧС России по субъектам РФ), соединений и воинских частей войск гражданской обороны, подразделений ГПС МЧС России. 

 

Целью создания или реконструкции региональной системы оповещения являетсясвоевременное доведение сигналов и информации оповещения об угрозе или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты до органов управления, сил РСЧС (единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), руководителей областных территориальных подразделений РСЧС, единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, потенциально-опасных объектов области, сил и служб нештатных аварийно-спасательных формирований и населения субъекта РФ. 

Основными целями реконструкции РСО являются

  • расширение площади территории и численности населения, охваченных техническими средствами оповещения;
  • сокращение времени на проведение оповещения населения;
  • повышение достоверности передаваемой информации;
  • своевременная передача информации до органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия необходимых мер по защите населения;
  • управление оконечными средствами оповещения и информирования с пунктов управления органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня;
  • передача информации в заданных режимах (индивидуальный, избирательный, циркулярный, по группам по заранее установленным программам);
  • оповещение инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;
  • сопряжение систем оповещения населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с системами мониторинга потенциально-опасных объектов, природных и техногенных ЧС;
  • защита информации от несанкционированного доступа и сохранность информации при авариях в системе;
  • повышение эффективности и устойчивости функционирования региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения;
  • повышение оперативности реагирование сил и средств РСЧС в целях защиты населения;
  • снижение людских потерь и материального ущерба при возникновении ЧС;
  • повышение эффективности принимаемых мер по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • обеспечение сопряжения стационарных и мобильных элементов систем оповещения.

Структура системы, средства и способы связи между ее компонентами 

РСО предусматривает доведение сигналов оповещения до населения муниципальных образований и населенных пунктов субъекта РФ, в том числе в зонах экстренного оповещения. 

В качестве основной технологической платформы, позволяющей реализовывать для оповещения и информирования населения все сервисы современных городских, территориальных и глобальных мультисервисных сетей, используется технология Ethernet 

Сеть связи и передачи данных (ССПД) является единой для всех функциональных подсистем системы оповещения и обеспечивает  информационный обмен между центрами оповещения и информирования персонала и населения, пунктами управления и пунктами оповещения системы, а также взаимодействующими средствами, комплексами.  

В процессе реконструкции РСО организуются:

  • центры оповещения на территории ЦУКС ГУ МЧС России субъекта РФ и в ЗПУ Правительства субъекта РФ;
  • пункты управления на территории ЦУКС ГУ МЧС России субъекта РФ и в ЗПУ Правительства субъекта РФ;
  • центры оповещения муниципальных систем оповещения (МСО), организуемые на территории администраций муниципальных образований субъекта Российской Федерации (РФ);
  • пункты управления МСО, организуемые на территории администраций муниципальных образований субъекта РФ;
  • подсистема оповещения руководящего состава;
  • пункты речевого оповещения, обеспечивающие оповещение населения, проживающего на территории населенных пунктов субъекта РФ;
  • пункты электросиренного оповещения;
  • перехват существующей сети проводного радиовещания;
  • перехват передатчиков эфирного телерадиовещания;
  • сопряжение с существующей системой мониторинга радиационной обстановки;
  • система мониторинга уровня воды;
  • сопряжение с системами мониторинга АХОВ потенциально-опасных объектов;
  • сопряжение с существующими локальными системами оповещения;
  • сопряжение с существующими системами оповещения и управления эвакуацией социально-значимых объектов;
  • посты мониторинга паводковых ситуаций;
  • посты мониторинга лесных пожаров.

РСО состоит из следующих базовых подсистем: 

  • подсистема оповещения населения (предназначена для своевременного и гарантированного доведения до населения, проживающего на территории субъекта РФ, в том числе в зонахэкстренного оповещения, достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях); 
  • подсистема оповещения руководящего состава (предназначена для своевременного и оперативного доведения информации до руководящего состава территориальной подсистемы РСЧС субъекта РФ, Главного управления МЧС России субъекта РФ, органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС  при органах местного самоуправления, ЕДДС муниципальных образований, специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты); 
  • подсистема визуального отображения (обеспечивает отображение технических средств оповещения на картографическом слое); 
  • обеспечивающая подсистема (предназначена для поддержания работоспособности РСО и состоит из сети связи и передачи данных, системы обеспечения электропитанием и системы защитного заземления). 

 

Компьютеры, предусмотренные в составе центров оповещения, являются центральным звеном РСО и обеспечивают обработку операций по запуску системы оповещения, мониторинг оконечных устройств системы, хранение баз данных абонентов и сценариев оповещения.  

В свою очередь, компьютеры, предусмотренные в составе пунктов управления, обеспечивают постоянную готовность системы к работе и своевременный запуск технических средств оповещения, мониторинг состояния оконечных устройств. 

Компьютеры центра и пункта оповещения взаимодействуют друг с другом через сеть связи и передачи данных, организованной на базе технологии VPN. 

Приоритет центров оповещения и пунктов управления на запуск программно-технических средств оповещения устанавливается в соответствии с действующими на территории Российской Федерации  нормативно-правовыми актами. 

К компьютеру пункта оповещения подключаются автоматизированные системы оповещения руководящего состава, предназначенные для оперативного оповещения руководящего состава по стационарным и сотовым каналам связи посредством передачи речевого сообщения на любые типы телефонов.  

Кроме того, для расширения функциональных возможностей подсистемы оповещения руководящего состава могут быть предусмотрены модули рассылки sms-сообщений.  

Также подключается подсистема оповещения населения, состоящая из вновь создаваемых пунктов речевого оповещения, существующих и вновь создаваемых пунктовэлектросиренного оповещения и существующих сетей телерадиовещания. 

Для оповещения мест массового скопления людей служат пункты речевого оповещения.

В их составе следующее оборудование: 

  • радиотрансляционный усилитель мощности, оснащенный основным и резервным интерфейсами управления; 
  • аккумуляторы, обеспечивающие резервирование питания радиотрансляционных усилителей мощности; 
  • Ethernet-коммутатор, используемый для подключения радиотрансляционного усилителя мощности к сети связи и передачи данных; 
  • преобразователь напряжений, обеспечивающий резервирование питания устанавливаемого телекоммуникационного оборудования от радиотрансляционного усилителя мощности; 
  • телекоммуникационный шкаф, используемый для размещения радиотрансляционного усилителя мощности, аккумуляторов, Ethernet-коммутатора и преобразователя напряжений;  
  • рупорные громкоговорители, подключаемые к радиотрансляционному усилителю мощности и используемые для воспроизведения сигналов оповещения и речевых сообщений. 

Управление радиотрансляционными усилителями мощности осуществляется с компьютеров центров и пунктов оповещения через сеть связи и передачи данных РСЧС.  Резервирование каналов управления радиотрансляционными усилителями мощности осуществляется с использованием специализированного блока управления через сети провайдеров услуг сотовой связи. Радиотрансляционные усилители мощности оснащены микрофонным входом и при необходимости могут использоваться для локальной трансляции речевых сообщений. 

Рупорные громкоговорители крепятся на кровле зданий при помощи кронштейнов. 

Запуск электросирен

Для оповещения спальных районов населенных пунктов используются существующие и вновь размещаемые электросирены. Услышав звук сирены, распространяющийся гораздо дальше разборчивого речевого сигнала, включив телевизоры и радиоприемники, население может быть в курсе развития чрезвычайной ситуации и действий, необходимых для смягчения её последствий.

Для интеграции существующих электросирен в РСО предусмотрена замена устаревших блоков на устройства запуска электросирен. Управление данными устройствами осуществляется по Ethernet-каналу через существующую сеть связи и передачи данных. Резервирование каналов управления устройствами запуска сирен осуществляется в том числе через сети провайдеров услуг сотовой связи.

Устройства запуска электросирен оснащены трехпозиционным тумблером и при необходимости могут быть использованы для ручного запуска электросирен.

Перехват радио- и телевещания

Для информирования и оповещения населения через сети эфирного вещания используются устройства перехвата телерадиовещания. Конфигурация данных устройств позволяет осуществлять перехват аналоговых и цифровых сетей телерадиовещания.

Для перехвата сети цифрового телерадиовещания на территории субъекта РФ в аппаратном зале РТПЦ предусматривается установка устройства перехвата. При запуске РСО данное устройство передает на сервер-сплайсер видеоряд и вложенный аудиосигнал через SDI-интерфейс. В свою очередь, сервер-сплайсер прерывает вещание и передает в эфир поступающую информацию. Управление перехватом будет осуществляться через GPI-входы сервера-сплайсера.

Для перехвата видеоряда и звукового тракта каналов аналогового вещания, действующего в настоящий момент на территории субъекта РФ, в составе проекта предусмотрен матричный коммутатор, который подключается к устройству перехвата телерадиовещания.

Для перехвата аналогового FM-вещания используются устройства перехвата, устанавливаемые в аппаратном зале РТПЦ. Вышеуказанные устройства подключаются в разрыв линейного тракта между источником и передатчиком FM-вещания. При запуске РСО устройства прерывают вещание FM-станций и передают в эфир сигналы оповещения и речевые сообщения.

Для перехвата цифрового FM-вещания устройства подключаются к аудиовходам цифрового аудиопроцессора. Управление аудиопроцессором осуществляется с вышеуказанного устройства через GPI-входы.

Трансляция речевых сообщений и сигналов оповещения через существующую сеть проводного радиовещания осуществляется посредством перехвата вышеуказанной сети. Для перехвата сети проводного вещания служит оборудование перехвата, подключаемое в разрыв линейного тракта между источником вещания программ и усилителем ГРТУ.

Режимы функционирования системы оповещения 

Система оповещения функционирует круглосуточно, и находится в постоянной готовности к применению по предназначению во всех режимах функционирования РСЧС. Тестирование состояния оконечных устройств без их запуска, формирует отчёт о наличии неисправностей. В режиме тестирования система имеет возможность проводить операции по диагностике без запуска оконечных звукоизлучающих устройств.  

 

В случае возникновения ЧС, система переводится в режим оповещения следующими способами: 

  • автоматический при сработке системы мониторинга без участия оператора; 
  • автоматизированный при сработке системы мониторинга с участием оператора (фиксируется показание превышения порогового значения с датчика, предлагается запуск соответствующего сценария и запускается отсчёт на автоматический запуск системы); 
  • автоматизированный с участием оперативного дежурного или оператора в части выбора заранее подготовленного сценария оповещения; 
  • автоматизированный с участием оперативного дежурного или оператора по формированию вновь создаваемого сценария и подтверждении запуска; 
  • трансляция речи оперативным дежурным или оператором через микрофон по необходимым зонам оповещения. 

 

В режиме оповещения все операции, выполняемые оперативным дежурным или оператором и системой, протоколируются, а исполнение оконечными устройствами команд по оповещению контролируется программным обеспечением. На основании этих данных формируются отчеты о процессе оповещения. 

 

Надежность системы обеспечивается следующими решениями: 

  • высокой степенью отказоустойчивости применяемого современного оборудования, достигаемой за счет надежности работы аппаратной части (базы) и программного обеспечения (средняя наработка на отказ — не менее 30000 часов); 
  • использованием автоматических средств контроля технического состояния и работоспособности системы и каналов связи в целом; 
  • использованием в работе резервных каналов связи, а также альтернативной маршрутизации, позволяющих компенсировать работу неисправных участков сети и при отказах или сбоях технических средств и каналов; 
  • защитой от аварий оборудования систем электропитания (применение источников бесперебойного питания, аккумуляторных батарей, автоматических выключателей); 
  • использованием ЗИП для оперативного ремонта оборудования, вышедшего из строя; 
  • обеспечением защиты от несанкционированного запуска программно-технических средств, а также ошибочных действий оперативного дежурного и обслуживающего персонала; 
  • ограничение доступа к оконечному оборудованию (размещение на площадях, не доступных для посторонних лиц). 

 

Показатели надёжности аппаратуры РСО: 

  • Средняя наработка на отказ – не менее 30000 часов. 
  • Средний ресурс составных частей оборудования КТС до первого капитального ремонта должен быть не менее 25000 ч. 
  • Среднее время восстановления – не более 0,5 часов при наличии ЗИП.  
  • Средний срок службы до списания – 12 лет. 
  • Гарантийный срок эксплуатации не менее 1 года. При проведении технического обслуживания оборудования. 

 

Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму 

Одним из мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций является своевременное оповещение руководящего состава, персонала объекта, дежурных служб и аварийно-спасательных формирований. Система оповещения позволяет выполнить это мероприятие. 

Основным способом оповещения персонала объектов об угрозе или факте ЧС в рабочее время является сигнал «Внимание всем!» и речевая информация, передаваемая через технические средства оповещения, в том числе: 

  • громкоговорящей связи на территории; 
  • местной телефонной связи и радиосвязи. 

 

Информация о чрезвычайных ситуациях должна доводиться со следующими временными характеристиками: 

  • экстренное уведомление и оповещение о прогнозе и факте чрезвычайных ситуаций регионального и местного масштаба – незамедлительно вне зависимости от времени суток; 
  • срочная информация о развитии обстановки при чрезвычайных ситуациях и о ходе работ по их ликвидации — не позднее двух часов с момента уведомления о событии, последующие донесения с периодичностью не более четырех часов; 
  • обобщенная информация о событиях за сутки при ведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций – к 16 часам каждых суток. 

 

Перед передачей информации должна включаться громкая связь, передача предваряется сигналом «Внимание всем!». 

Передаваемая информация должна быть краткой и включать данные о времени и месте аварии, виде ЧС, предварительную оценку масштаба, первоначальный порядок действия персонала, (всем оставаться на местах, произвести аварийную остановку механизмов или, прекратить работу, доступ людей в зону ЧС запрещен), место сбора формирований гражданской обороны. 

Дальнейшая информация должна определять сроки и порядок действия персонала, формирований объекта и сведения о ходе локализации и ликвидации ЧС. 

Тревогу, согласно схеме оповещения, объявляет старший диспетчер ДДС и докладывает обстановку руководству предприятия. 

Предусматривается автоматизация функций управления оповещением персонала и населения, что обеспечит оперативность действий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также снижение последствий с помощью экстренного оповещения и информирования персонала и населения. 

Должна быть обеспечена устойчивая работа системы оповещения ГО на базе существующих и создаваемых сетей проводного вещания производственного назначения, пунктов оповещения персонала. 

Документацией указаны места размещения технических средств, с описанием аппаратурных и программных решений всех подсистем (см. планы расположения оборудования). Указан порядок резервирования электропитания. 

 

При строительстве системы оповещения должно быть использовано оборудование, сертифицированное в органах ГОСТ, Мининформсвязи и МЧС России, указан порядок обеспечения возможности сопряжения системы с аппаратурой системы оповещения вышестоящего уровня. 

Основание для создания РСО:
Указ Президента Российской Федерации от 13.11.2012 № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

Федеральные законы:

от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»;

от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

от 21 декабря 1994 г. № 69 ФЗ «О пожарной безопасности»;

от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;

от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Постановления Правительства Российской Федерации:

от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;

от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени»;

от 9 июня 1995 г. № 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации».

от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:

от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

от 31 декабря 2004 г. № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб»;

от 31 декабря 2004 г. № 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

от 11 февраля 2005 г. № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи»:

от 13 апреля 2005 г. № 214 «Об утверждении Правил организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи»;

от 15 апреля 2005 г. № 222 «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи»;

от 21 апреля 2005 г. № 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи»:

от 18 мая 2005 г. № 310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи»;

от 25 мая 2005 г. № 328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи»:

от 6 июня 2005 г. № 353 «Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания»;

от 27 августа 2005 г. № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность»;

от 23 января 2006 г. № 32 «Об утверждении правил оказания услуг по передаче данных»;

от 10 сентября 2007 г. № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи»;

от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;

от 22 мая 2008 г. № 381 «О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей»;

от 25 июня 2009 г. № 532 «Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации»;

от 21 ноября 2011 г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112»;

от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Приказы МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России:

от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 8232 от 12 сентября 2006 г.);

от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 7443 от 3 февраля 2006 г.).

Приказы МЧС России, МВД России и ФСБ России:

от 31 мая 2005 г. №428/432/321 «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 6700 от 9 июня 2005 г.);

от 28 октября 2008 г. № 646/919/526 «Об утверждении Требований по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 13001 от 26 декабря 2008 г.).

Приказы МЧС России:

от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 8232 от 12 сентября 2006 г.);

от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 «Об утверждении Положения но организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 7443 от 3 февраля 2006 г.).

ж) Приказы Мининформсвязи России:

от 13 марта 2007 г. № 32 «Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования в части обеспечения надежности электроснабжения средств связи, выполняющих функции систем коммутации, точек присоединения и базовых станций сетей подвижной связи»;

от 27 сентября 2007 г. № 113 «Об утверждении Требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования»;

от 9 января 2008 г. № 1 «Об утверждении требований по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации»;

от 31 января 2008 г. № 10 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства связи по исполнению государственной функции по организации системы сертификации в области связи, включающей в себя органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности».

Методические рекомендации:

Методические рекомендации по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской обороны Российской Федерации. МЧС России, 2001 г.;

Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения. МЧС России. 2002 г.;

Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения на базе нового комплекса технических средств оповещения населения по радиоканалам, МЧС России, 2006 г.;

Методические рекомендации по реконструкции (созданию) региональных, местных и локальных систем оповещения на базе комплекса технических средств оповещения на цифровых сетях связи с IP-технологией и каналах кабельного телевидения. МЧС России. 2007 г.;

Методические рекомендации по созданию локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов на базе комплекса программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО), МЧС России, 2011 г.;

Временные методические рекомендации по созданию (реконструкции) региональных систем оповещения на базе комплекса программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО), МЧС России, 2011 г.;

Временные методические рекомендации по созданию системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций. Минкомсвязи России. МЧС России, 2013 г.