88002502358 info@sensor-m.ru

Авторизация

Регистрация

After creating an account, you'll be able to track your payment status, track the confirmation and you can also rate the tour after you finished the tour.
Имя пользователя*
Пароль*
Повторите пароль*
Имя*
Фамилия*
Email*
Телефон*
Страна*
* Creating an account means you're okay with our Terms of Service and Privacy Statement.

Already a member?

Login
88002502358 info@sensor-m.ru

Авторизация

Регистрация

After creating an account, you'll be able to track your payment status, track the confirmation and you can also rate the tour after you finished the tour.
Имя пользователя*
Пароль*
Повторите пароль*
Имя*
Фамилия*
Email*
Телефон*
Страна*
* Creating an account means you're okay with our Terms of Service and Privacy Statement.

Already a member?

Login
Региональные системы оповещения (РСО)

Региональная система оповещения (РСО) представляет собой силы и технические средства оповещения, обеспечивающие доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения от региональных центров МЧС России до подчинённых органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (главных управлений МЧС России по субъектам РФ), соединений и воинских частей войск гражданской обороны, подразделений ГПС МЧС России. 

 

Целью создания или реконструкции региональной системы оповещения являетсясвоевременное доведение сигналов и информации оповещения об угрозе или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты до органов управления, сил РСЧС (единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), руководителей областных территориальных подразделений РСЧС, единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, потенциально-опасных объектов области, сил и служб нештатных аварийно-спасательных формирований и населения субъекта РФ. 

Основными целями реконструкции РСО являются

  • расширение площади территории и численности населения, охваченных техническими средствами оповещения;
  • сокращение времени на проведение оповещения населения;
  • повышение достоверности передаваемой информации;
  • своевременная передача информации до органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия необходимых мер по защите населения;
  • управление оконечными средствами оповещения и информирования с пунктов управления органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня;
  • передача информации в заданных режимах (индивидуальный, избирательный, циркулярный, по группам по заранее установленным программам);
  • оповещение инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;
  • сопряжение систем оповещения населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с системами мониторинга потенциально-опасных объектов, природных и техногенных ЧС;
  • защита информации от несанкционированного доступа и сохранность информации при авариях в системе;
  • повышение эффективности и устойчивости функционирования региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения;
  • повышение оперативности реагирование сил и средств РСЧС в целях защиты населения;
  • снижение людских потерь и материального ущерба при возникновении ЧС;
  • повышение эффективности принимаемых мер по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • обеспечение сопряжения стационарных и мобильных элементов систем оповещения.

Структура системы, средства и способы связи между ее компонентами 

РСО предусматривает доведение сигналов оповещения до населения муниципальных образований и населенных пунктов субъекта РФ, в том числе в зонах экстренного оповещения. 

В качестве основной технологической платформы, позволяющей реализовывать для оповещения и информирования населения все сервисы современных городских, территориальных и глобальных мультисервисных сетей, используется технология Ethernet 

Сеть связи и передачи данных (ССПД) является единой для всех функциональных подсистем системы оповещения и обеспечивает  информационный обмен между центрами оповещения и информирования персонала и населения, пунктами управления и пунктами оповещения системы, а также взаимодействующими средствами, комплексами.  

В процессе реконструкции РСО организуются:

  • центры оповещения на территории ЦУКС ГУ МЧС России субъекта РФ и в ЗПУ Правительства субъекта РФ;
  • пункты управления на территории ЦУКС ГУ МЧС России субъекта РФ и в ЗПУ Правительства субъекта РФ;
  • центры оповещения муниципальных систем оповещения (МСО), организуемые на территории администраций муниципальных образований субъекта Российской Федерации (РФ);
  • пункты управления МСО, организуемые на территории администраций муниципальных образований субъекта РФ;
  • подсистема оповещения руководящего состава;
  • пункты речевого оповещения, обеспечивающие оповещение населения, проживающего на территории населенных пунктов субъекта РФ;
  • пункты электросиренного оповещения;
  • перехват существующей сети проводного радиовещания;
  • перехват передатчиков эфирного телерадиовещания;
  • сопряжение с существующей системой мониторинга радиационной обстановки;
  • система мониторинга уровня воды;
  • сопряжение с системами мониторинга АХОВ потенциально-опасных объектов;
  • сопряжение с существующими локальными системами оповещения;
  • сопряжение с существующими системами оповещения и управления эвакуацией социально-значимых объектов;
  • посты мониторинга паводковых ситуаций;
  • посты мониторинга лесных пожаров.

РСО состоит из следующих базовых подсистем: 

  • подсистема оповещения населения (предназначена для своевременного и гарантированного доведения до населения, проживающего на территории субъекта РФ, в том числе в зонахэкстренного оповещения, достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях); 
  • подсистема оповещения руководящего состава (предназначена для своевременного и оперативного доведения информации до руководящего состава территориальной подсистемы РСЧС субъекта РФ, Главного управления МЧС России субъекта РФ, органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС  при органах местного самоуправления, ЕДДС муниципальных образований, специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты); 
  • подсистема визуального отображения (обеспечивает отображение технических средств оповещения на картографическом слое); 
  • обеспечивающая подсистема (предназначена для поддержания работоспособности РСО и состоит из сети связи и передачи данных, системы обеспечения электропитанием и системы защитного заземления). 

 

Компьютеры, предусмотренные в составе центров оповещения, являются центральным звеном РСО и обеспечивают обработку операций по запуску системы оповещения, мониторинг оконечных устройств системы, хранение баз данных абонентов и сценариев оповещения.  

В свою очередь, компьютеры, предусмотренные в составе пунктов управления, обеспечивают постоянную готовность системы к работе и своевременный запуск технических средств оповещения, мониторинг состояния оконечных устройств. 

Компьютеры центра и пункта оповещения взаимодействуют друг с другом через сеть связи и передачи данных, организованной на базе технологии VPN. 

Приоритет центров оповещения и пунктов управления на запуск программно-технических средств оповещения устанавливается в соответствии с действующими на территории Российской Федерации  нормативно-правовыми актами. 

К компьютеру пункта оповещения подключаются автоматизированные системы оповещения руководящего состава, предназначенные для оперативного оповещения руководящего состава по стационарным и сотовым каналам связи посредством передачи речевого сообщения на любые типы телефонов.  

Кроме того, для расширения функциональных возможностей подсистемы оповещения руководящего состава могут быть предусмотрены модули рассылки sms-сообщений.  

Также подключается подсистема оповещения населения, состоящая из вновь создаваемых пунктов речевого оповещения, существующих и вновь создаваемых пунктовэлектросиренного оповещения и существующих сетей телерадиовещания. 

Для оповещения мест массового скопления людей служат пункты речевого оповещения.

В их составе следующее оборудование: 

  • радиотрансляционный усилитель мощности, оснащенный основным и резервным интерфейсами управления; 
  • аккумуляторы, обеспечивающие резервирование питания радиотрансляционных усилителей мощности; 
  • Ethernet-коммутатор, используемый для подключения радиотрансляционного усилителя мощности к сети связи и передачи данных; 
  • преобразователь напряжений, обеспечивающий резервирование питания устанавливаемого телекоммуникационного оборудования от радиотрансляционного усилителя мощности; 
  • телекоммуникационный шкаф, используемый для размещения радиотрансляционного усилителя мощности, аккумуляторов, Ethernet-коммутатора и преобразователя напряжений;  
  • рупорные громкоговорители, подключаемые к радиотрансляционному усилителю мощности и используемые для воспроизведения сигналов оповещения и речевых сообщений. 

Управление радиотрансляционными усилителями мощности осуществляется с компьютеров центров и пунктов оповещения через сеть связи и передачи данных РСЧС.  Резервирование каналов управления радиотрансляционными усилителями мощности осуществляется с использованием специализированного блока управления через сети провайдеров услуг сотовой связи. Радиотрансляционные усилители мощности оснащены микрофонным входом и при необходимости могут использоваться для локальной трансляции речевых сообщений. 

Рупорные громкоговорители крепятся на кровле зданий при помощи кронштейнов. 

Запуск электросирен

Для оповещения спальных районов населенных пунктов используются существующие и вновь размещаемые электросирены. Услышав звук сирены, распространяющийся гораздо дальше разборчивого речевого сигнала, включив телевизоры и радиоприемники, население может быть в курсе развития чрезвычайной ситуации и действий, необходимых для смягчения её последствий.

Для интеграции существующих электросирен в РСО предусмотрена замена устаревших блоков на устройства запуска электросирен. Управление данными устройствами осуществляется по Ethernet-каналу через существующую сеть связи и передачи данных. Резервирование каналов управления устройствами запуска сирен осуществляется в том числе через сети провайдеров услуг сотовой связи.

Устройства запуска электросирен оснащены трехпозиционным тумблером и при необходимости могут быть использованы для ручного запуска электросирен.

Перехват радио- и телевещания

Для информирования и оповещения населения через сети эфирного вещания используются устройства перехвата телерадиовещания. Конфигурация данных устройств позволяет осуществлять перехват аналоговых и цифровых сетей телерадиовещания.

Для перехвата сети цифрового телерадиовещания на территории субъекта РФ в аппаратном зале РТПЦ предусматривается установка устройства перехвата. При запуске РСО данное устройство передает на сервер-сплайсер видеоряд и вложенный аудиосигнал через SDI-интерфейс. В свою очередь, сервер-сплайсер прерывает вещание и передает в эфир поступающую информацию. Управление перехватом будет осуществляться через GPI-входы сервера-сплайсера.

Для перехвата видеоряда и звукового тракта каналов аналогового вещания, действующего в настоящий момент на территории субъекта РФ, в составе проекта предусмотрен матричный коммутатор, который подключается к устройству перехвата телерадиовещания.

Для перехвата аналогового FM-вещания используются устройства перехвата, устанавливаемые в аппаратном зале РТПЦ. Вышеуказанные устройства подключаются в разрыв линейного тракта между источником и передатчиком FM-вещания. При запуске РСО устройства прерывают вещание FM-станций и передают в эфир сигналы оповещения и речевые сообщения.

Для перехвата цифрового FM-вещания устройства подключаются к аудиовходам цифрового аудиопроцессора. Управление аудиопроцессором осуществляется с вышеуказанного устройства через GPI-входы.

Трансляция речевых сообщений и сигналов оповещения через существующую сеть проводного радиовещания осуществляется посредством перехвата вышеуказанной сети. Для перехвата сети проводного вещания служит оборудование перехвата, подключаемое в разрыв линейного тракта между источником вещания программ и усилителем ГРТУ.

Режимы функционирования системы оповещения 

Система оповещения функционирует круглосуточно, и находится в постоянной готовности к применению по предназначению во всех режимах функционирования РСЧС. Тестирование состояния оконечных устройств без их запуска, формирует отчёт о наличии неисправностей. В режиме тестирования система имеет возможность проводить операции по диагностике без запуска оконечных звукоизлучающих устройств.  

 

В случае возникновения ЧС, система переводится в режим оповещения следующими способами: 

  • автоматический при сработке системы мониторинга без участия оператора; 
  • автоматизированный при сработке системы мониторинга с участием оператора (фиксируется показание превышения порогового значения с датчика, предлагается запуск соответствующего сценария и запускается отсчёт на автоматический запуск системы); 
  • автоматизированный с участием оперативного дежурного или оператора в части выбора заранее подготовленного сценария оповещения; 
  • автоматизированный с участием оперативного дежурного или оператора по формированию вновь создаваемого сценария и подтверждении запуска; 
  • трансляция речи оперативным дежурным или оператором через микрофон по необходимым зонам оповещения. 

 

В режиме оповещения все операции, выполняемые оперативным дежурным или оператором и системой, протоколируются, а исполнение оконечными устройствами команд по оповещению контролируется программным обеспечением. На основании этих данных формируются отчеты о процессе оповещения. 

 

Надежность системы обеспечивается следующими решениями: 

  • высокой степенью отказоустойчивости применяемого современного оборудования, достигаемой за счет надежности работы аппаратной части (базы) и программного обеспечения (средняя наработка на отказ — не менее 30000 часов); 
  • использованием автоматических средств контроля технического состояния и работоспособности системы и каналов связи в целом; 
  • использованием в работе резервных каналов связи, а также альтернативной маршрутизации, позволяющих компенсировать работу неисправных участков сети и при отказах или сбоях технических средств и каналов; 
  • защитой от аварий оборудования систем электропитания (применение источников бесперебойного питания, аккумуляторных батарей, автоматических выключателей); 
  • использованием ЗИП для оперативного ремонта оборудования, вышедшего из строя; 
  • обеспечением защиты от несанкционированного запуска программно-технических средств, а также ошибочных действий оперативного дежурного и обслуживающего персонала; 
  • ограничение доступа к оконечному оборудованию (размещение на площадях, не доступных для посторонних лиц). 

 

Показатели надёжности аппаратуры РСО: 

  • Средняя наработка на отказ – не менее 30000 часов. 
  • Средний ресурс составных частей оборудования КТС до первого капитального ремонта должен быть не менее 25000 ч. 
  • Среднее время восстановления – не более 0,5 часов при наличии ЗИП.  
  • Средний срок службы до списания – 12 лет. 
  • Гарантийный срок эксплуатации не менее 1 года. При проведении технического обслуживания оборудования. 

 

Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму 

Одним из мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций является своевременное оповещение руководящего состава, персонала объекта, дежурных служб и аварийно-спасательных формирований. Система оповещения позволяет выполнить это мероприятие. 

Основным способом оповещения персонала объектов об угрозе или факте ЧС в рабочее время является сигнал «Внимание всем!» и речевая информация, передаваемая через технические средства оповещения, в том числе: 

  • громкоговорящей связи на территории; 
  • местной телефонной связи и радиосвязи. 

 

Информация о чрезвычайных ситуациях должна доводиться со следующими временными характеристиками: 

  • экстренное уведомление и оповещение о прогнозе и факте чрезвычайных ситуаций регионального и местного масштаба – незамедлительно вне зависимости от времени суток; 
  • срочная информация о развитии обстановки при чрезвычайных ситуациях и о ходе работ по их ликвидации — не позднее двух часов с момента уведомления о событии, последующие донесения с периодичностью не более четырех часов; 
  • обобщенная информация о событиях за сутки при ведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций – к 16 часам каждых суток. 

 

Перед передачей информации должна включаться громкая связь, передача предваряется сигналом «Внимание всем!». 

Передаваемая информация должна быть краткой и включать данные о времени и месте аварии, виде ЧС, предварительную оценку масштаба, первоначальный порядок действия персонала, (всем оставаться на местах, произвести аварийную остановку механизмов или, прекратить работу, доступ людей в зону ЧС запрещен), место сбора формирований гражданской обороны. 

Дальнейшая информация должна определять сроки и порядок действия персонала, формирований объекта и сведения о ходе локализации и ликвидации ЧС. 

Тревогу, согласно схеме оповещения, объявляет старший диспетчер ДДС и докладывает обстановку руководству предприятия. 

Предусматривается автоматизация функций управления оповещением персонала и населения, что обеспечит оперативность действий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также снижение последствий с помощью экстренного оповещения и информирования персонала и населения. 

Должна быть обеспечена устойчивая работа системы оповещения ГО на базе существующих и создаваемых сетей проводного вещания производственного назначения, пунктов оповещения персонала. 

Документацией указаны места размещения технических средств, с описанием аппаратурных и программных решений всех подсистем (см. планы расположения оборудования). Указан порядок резервирования электропитания. 

 

При строительстве системы оповещения должно быть использовано оборудование, сертифицированное в органах ГОСТ, Мининформсвязи и МЧС России, указан порядок обеспечения возможности сопряжения системы с аппаратурой системы оповещения вышестоящего уровня. 

Основание для создания РСО:
Указ Президента Российской Федерации от 13.11.2012 № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

Федеральные законы:

от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»;

от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

от 21 декабря 1994 г. № 69 ФЗ «О пожарной безопасности»;

от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;

от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Постановления Правительства Российской Федерации:

от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;

от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени»;

от 9 июня 1995 г. № 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации».

от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:

от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

от 31 декабря 2004 г. № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб»;

от 31 декабря 2004 г. № 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

от 11 февраля 2005 г. № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи»:

от 13 апреля 2005 г. № 214 «Об утверждении Правил организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи»;

от 15 апреля 2005 г. № 222 «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи»;

от 21 апреля 2005 г. № 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи»:

от 18 мая 2005 г. № 310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи»;

от 25 мая 2005 г. № 328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи»:

от 6 июня 2005 г. № 353 «Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания»;

от 27 августа 2005 г. № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность»;

от 23 января 2006 г. № 32 «Об утверждении правил оказания услуг по передаче данных»;

от 10 сентября 2007 г. № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи»;

от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;

от 22 мая 2008 г. № 381 «О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей»;

от 25 июня 2009 г. № 532 «Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации»;

от 21 ноября 2011 г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112»;

от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Приказы МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России:

от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 8232 от 12 сентября 2006 г.);

от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 7443 от 3 февраля 2006 г.).

Приказы МЧС России, МВД России и ФСБ России:

от 31 мая 2005 г. №428/432/321 «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 6700 от 9 июня 2005 г.);

от 28 октября 2008 г. № 646/919/526 «Об утверждении Требований по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 13001 от 26 декабря 2008 г.).

Приказы МЧС России:

от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 8232 от 12 сентября 2006 г.);

от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 «Об утверждении Положения но организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 7443 от 3 февраля 2006 г.).

ж) Приказы Мининформсвязи России:

от 13 марта 2007 г. № 32 «Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования в части обеспечения надежности электроснабжения средств связи, выполняющих функции систем коммутации, точек присоединения и базовых станций сетей подвижной связи»;

от 27 сентября 2007 г. № 113 «Об утверждении Требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования»;

от 9 января 2008 г. № 1 «Об утверждении требований по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации»;

от 31 января 2008 г. № 10 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства связи по исполнению государственной функции по организации системы сертификации в области связи, включающей в себя органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности».

Методические рекомендации:

Методические рекомендации по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской обороны Российской Федерации. МЧС России, 2001 г.;

Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения. МЧС России. 2002 г.;

Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения на базе нового комплекса технических средств оповещения населения по радиоканалам, МЧС России, 2006 г.;

Методические рекомендации по реконструкции (созданию) региональных, местных и локальных систем оповещения на базе комплекса технических средств оповещения на цифровых сетях связи с IP-технологией и каналах кабельного телевидения. МЧС России. 2007 г.;

Методические рекомендации по созданию локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов на базе комплекса программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО), МЧС России, 2011 г.;

Временные методические рекомендации по созданию (реконструкции) региональных систем оповещения на базе комплекса программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО), МЧС России, 2011 г.;

Временные методические рекомендации по созданию системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций. Минкомсвязи России. МЧС России, 2013 г.