Программно-технический комплекс Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования субъекта РФ (ПТК ЕДДС)

Программно-технический комплекс Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования субъекта РФ (ПТК ЕДДС) предназначен для автоматизации функций единой дежурно-диспетчерской службы для обеспечения эффективного антикризисного межведомственного взаимодействия при угрозе возникновения и ликвидации ЧС.  

ПТК ЕДДС обеспечивает создание единого информационного пространства органов повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС субъекта РФ, включающего: 

  • комплекс программных средств, обеспечивающих повседневное функционирование единой дежурно-диспетчерской службы; 

  • комплекс аппаратных средств, обеспечивающих надежность функционирования комплекса программных средств. 

Целями создания ПТК ЕДДС являются

  • автоматизация деятельности единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования для повышения готовности администрации и служб района к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств районных служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • автоматизация единой информационной справочной базы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, происшествий и пожаров на территории муниципального образования с учетом имеющихся рисков и нормативно правовой базы;
  • повышение готовности и эффективного использования сил и средств для защиты населения, и территорий поселка при возникновении пожаров, чрезвычайных ситуаций и происшествий;
  • создание автоматизированных средств поддержки прогнозирования и оценки социально-экономических последствий от пожаров и чрезвычайных ситуаций;
  • создание системы радиомониторинга в муниципальном образовании предназначенной для дистанционного сбора информации с объектов о состоянии оборудования различных подсистем и происходящих событиях, используя разные каналы связи, с целью оперативного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • создание системы централизованного оповещения в муниципальном образовании предназначенной для оповещения соответствующих служб, ведомств и сил реагирования, а также информирования населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

ПТК ЕДДС муниципального образования предназначен для автоматизации решения следующих задач: 

  • прием вызовов (сообщений о происшествии) от населения муниципального образования; 
  • ввод в базу данных основных характеристик происшествия или ЧС; 
  • анализ и передачу характеристик происшествия, а также при необходимости переадресацию вызовов о происшествиях в ДДС муниципального образования; 
  • сбор от взаимодействующих ДДС, систем мониторинга окружающей среды (автоматизированных систем контроля аварий и интегрированных автоматизированных систем безопасности потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения населения, систем автоматической пожарной и пожарно-охранной сигнализации и др.) и доведение до них информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС; 
  • отображение информации, поступающей в базу данных автоматически от ДДС по результатам реагирования на происшествие или ЧС; 
  • доведение уточнений и корректировок действий до ДДС, привлеченных к реагированию на ЧС; 
  • автоматическое/автоматизированное информирование ДДС в части касающейся оперативной обстановки, принятых и реализуемых мерах; 
  • контроль оперативной обстановки в муниципальном образовании по происшествиям или ЧС, состояния и местонахождения сил и средств экстренного реагирования в муниципальном образовании, статистики по происшествиям и ЧС; 
  • автоматическое/автоматизированное оповещение об угрозе или ЧС ЦУКС ГУ МЧС России субъекта РФ, ДДС, личного и руководящего состава служб, администрации муниципального образования; 
  • автоматическое/автоматизированное оповещение об угрозе или ЧС населения муниципального образования; 
  • моделирование, анализ и прогнозирование ЧС в муниципальном образовании, с предоставлением информации о привлекаемых силах и средствах для ликвидации ЧС. 

Процесс деятельности ЕДДС включает в себя: 

  • прием от населения любых сообщений о происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ЧС), их анализ и оценка достоверности, доведение поступившей информации до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение, и контроль принятых ими мер; 
  • сбор от дежурно-диспетчерских служб, систем мониторинга окружающей среды и распространение между ДДС поселка информации об угрозе или факте возникновения ЧС, требующих совместных действий районных служб; 
  • обработку и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и состава дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования; 
  • оценку и контроль обстановки, подготовку вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, принятие необходимых решений (в пределах, установленных вышестоящими органами полномочий), доведение задач до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия; 
  • представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ее ликвидации ЧС вышестоящим органам управления по подчиненности; 
  • информирование об обстановке и принятых мерах дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности; 
  • обобщение информации о произошедших ЧС, ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности. 

 

Прием вызовов (сообщений о происшествиях) осуществляется диспетчерами ЕДДС. Все обращения в ЕДДС регистрируются и, при необходимости, направляются дежурным диспетчерамсоответствующих ДДС.  

 

Взаимодействие диспетчеров ЕДДС с диспетчерами ДДС в целом производится согласно регламенту информационного обмена и включает значительный объем как голосовой, так и текстовой информации. Процесс информационного обмена регламентируется соглашениями о взаимодействии, заключаемыми между ЕДДС и ДДС.  

 

Диспетчеры ДДС при получении сообщений о происшествии выполняют меры по реагированию в соответствии с внутренними инструкциями службы и вводят в информационную систему уточненные данные по происшествию и информацию по реагированию на него. 

Структура ПТК ЕДДС 

ПТК ЕДДС муниципального образования создается в здании ЦТУ и предназначен для решения следующих задач (на уровне серверного оборудования): 

  • приём и обработка вызовов (сообщений о происшествиях) от населения, поступающих от ЦОВ ЕДДС регионального центра; 
  • приём и обработка сообщений от систем мониторинга; 
  • анализ получаемой информации, формирование и ведение базы данных о вызовах и происшествиях; 
  • запись вызовов с возможностью прослушивания при необходимости; 
  • передача в экстренные оперативные службы сообщений о вызовах с возможностью их подключения к разговорам; 
  • переадресация телефонного вызова другому оператору, 
  • обеспечение оптимального использования сил и средств экстренных служб при реагировании на вызовы (сообщения о происшествиях); 
  • отображение картографической информации; 
  • автоматическое голосовое оповещение абонентов по заданному списку телефонов; 
  • отображение информации на Интернет-портале; 
  • ведение данных, обеспечивающих поддержку принятия решений; 
  • формирование и предоставление аналитики и статистики; 
  • взаимодействие с системами мониторинга стационарных и подвижных объектов; 
  • формирование статистической информации по результатам работы ПТК ЕДДС муниципального образования. 

 

Специализированное программное обеспечение (СПО) ПО ЕДДС-112, входящее в состав ПТК ЕДДС, решает задачи единой дежурно-диспетчерской службы по организации приема вызовов (сообщений о происшествии) от населения муниципального образования, сигналов от объектов мониторинга и мгновенного обмена информацией между всеми участниками служб взаимодействия. Оно является базовым для дальнейшего оснащения ЦОВ ЕДДС системы-112 и АПК «Безопасный город» и имеет возможность решать, как общие задачи в рамках системы-112, так и ведомственные для каждого участника системы-112 и АПК «Безопасный город». 

 

Специализированное программное обеспечение (СПО) ПКО АС ОСОДУ обеспечивает оповещение руководства и органов управления районов, руководителей сил и служб нештатных аварийно-спасательных формирований муниципального образования, населения, проживающего на территории муниципального образования. 

В состав ПТК ЕДДС входят следующие подсистемы: 
  • телекоммуникационная подсистема;
  • информационно-коммуникационная подсистема;
  • геоинформационная подсистема;
  • подсистема мониторинга;
  • подсистема оповещения населения;
  • подсистема обеспечения информационной безопасности.

Телекоммуникационная подсистема ПТК ЕДДС муниципального образования обеспечивает сопряжение с телефонной сетью общего пользования и предоставляет следующий набор функциональных возможностей: 

  • условный и безусловный перевод вызова; 
  • прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по телефону, через операторов фиксированной и мобильной связи, направление их диспетчерам ЕДДС, перенаправление диспетчеру ДДС; 
  • распределение и маршрутизация вызовов между диспетчерами ЕДДС; 
  • организацию и ведение очереди входящих вызовов;  
  • постановку звонка на удержание;  
  • уведомление о поступлении нового вызова; 
  • возможность установки переадресации;  
  • парковку вызова;  
  • перехват вызова;  
  • завершение вызова без опускания трубки;  
  • определение номера и отображение номера на абонентском устройстве пользователя;  
  • запись информации о звонках;  
  • конференцсвязь;  
  • голосовую почту и индикацию новых сообщений;  
  • интерактивный голосовой ответ (IVR); 
  • переадресацию вызова в двух режимах (с отключением диспетчера ЕДДС от разговора и с его участием в разговоре) на ДДС, должностное лицо;  
  • запись разговоров;  
  • прослушивание разговоров;  
  • вторжение в разговор;  
  • сокращенный набор;    
  • повтор последнего набранного номера; 
  • вызов последнего поступившего вызова;  
  • вызов без набора номера;  
  • выборочное ограничение исходящих / входящих вызовов. 
Перечень основных нормативных документов, на основе которых строится система: 

Федеральные законы:

от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности»;

от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с изменениями и дополнениями;

от 21 декабря 1994 г. № 69 ФЗ «О пожарной безопасности» с изменениями и дополнениями;

от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;

от 9 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности»;

от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» с изменениями и дополнениями;

от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;

от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности»;

от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции»;

от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

от 07 июля 2003 года № 126–ФЗ «О связи»;

от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Указы президента:

от 28 декабря 2010 года № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации»;

от 17 марта 2008 года № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена».

Постановления Правительства Российской Федерации:

от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени»;

от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»

от 9 июня 1995 г. № 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации»;

от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с изменениями и дополнениями

от 31 декабря 2004 г. № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб» с изменениями и дополнениями;

от 31 декабря 2004 г. № 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

от 11 февраля 2005 г. № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи» с изменениями и дополнениями;

от 13 апреля 2005 г. № 214 «Об утверждении Правил организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи» с изменениями и дополнениями;

от 15 апреля 2005 г. № 222 «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи» с изменениями и дополнениями;

от 21 апреля 2005 г. № 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи» с изменениями и дополнениями;

от 18 мая 2005 г. № 310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» с изменениями и дополнениями;

от 25 мая 2005 г. № 328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи» с изменениями и дополнениями;

от 27 августа 2005 г. № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность» с изменениями и дополнениями;

от 23 января 2006 г. № 32 «Об утверждении правил оказания услуг по передаче данных» с изменениями и дополнениями;

от 10 сентября 2007 г. № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» с изменениями и дополнениями;

от 21 ноября 2011 г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112» с изменениями и дополнениями;

от 15.09.1993 №912-51 «Положение о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и ее утечки по техническим каналам»;

от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с изменениями и дополнениями;

от 08.09.2010 N 697 (ред. от 19.03.2014) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»;

от 25 августа 2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»;

от 24 марта 1997 года № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

от 8 ноября 2013 г. № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

от 20 января 2014 №39 «О Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город»;

от 4 сентября 2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

от 21 августа 2000 года № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»;

Приказы МЧС России:

от 4 ноября 2004 года № 506 «Об утверждении паспорта безопасности опасного объекта»;

от 28 февраля 2003 года № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»;

от 28 декабря 2004 года № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»;

от 22.01.2013 № 33 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».

от 18.02.2013 № 21 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Руководящие документы ФСТЭК России:

«Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

«Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

«Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации»;

«Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации».

Информационное сообщение ФСТЭК России от 20 ноября 2012 года № 240/24/4669 «Об особенностях защиты персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных и сертификации средств защиты информации, предназначенных для защиты персональных данных».

Руководящие документы ФСБ России:

от 21 февраля 2008 года №149/5-144 «Методические рекомендации по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации»;

от 21 февраля 2008 года №149/6/6-622 «Типовые требования по организации и обеспечению функционирования шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, в случае их использования для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Другие документы:

Совместный приказ ФСТЭК России, ФСБ России и Мининформсвязи России от 13 февраля 2008 года № 55/86/20 «Об утверждении порядка проведения классификации информационных систем персональных данных».

Приказ Гостехкомиссии России от 30 августа 2002 года № 282 «Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К)».

«Основы государственной политики в области безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года» от 15.11.2011 года № Пр-3400.

Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 г. № 2446-р.

Единые требования к техническим параметрам сегментов аппаратно-программного комплекса “Безопасный город”, утвержденными МЧС России 29 декабря 2014 года.

Методические рекомендации по построению (развитию), внедрению и эксплуатации АПК «Безопасный город», утвержденные МЧС России 22 февраля 2015 года.

Наставление по организации деятельности центров управления в кризисных ситуациях МЧС России, утвержденное МЧС России.

ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения».

ГОСТ Р 51558-2008. Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний.

ГОСТ Р 54830-2011. «Системы охранные телевизионные. Компрессия оцифрованных видеоданных. Общие технические требования и методы оценки алгоритмов».

ГОСТ 12.1.006-84 «Система стандартов безопасности труда. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля».

ГОСТ Р ИСО 13849-1-2003 «Безопасность оборудования. Элементы систем управления, связанные с безопасностью. Часть 1. Общие принципы конструирования».

ГОСТ Р 50922-2006 «Защита информации. Основные термины и определения».

ГОСТ Р 52155-2003 «Географические информационные системы федеральные, региональные, муниципальные».

Техническое задание на разработку проектно-сметной документации для создания Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.