Локальные системы оповещения (ЛСО)

Локальная система оповещения населения размещается в районах потенциально-опасных объектов. Она непосредственно приближена к зонам опасного производства и населению, попадающему в эти зоны в случае аварий на потенциально-опасных объектах. К таким объектам относятся, в первую очередь, атомные станции, химически-опасные предприятия, гидроузлы с напорной плотиной, при возможном разрушении которой может образоваться зона катастрофического затопления. Локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурно-диспетчерской службы потенциально-опасного объекта, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также линий связи, обеспечивающих передачу сигнала «Внимание всем» и речевой информации до персонала объекта и населения в зоне ответственности локальной системы оповещения данного объекта.  

 

Целью создания локальной системы оповещения является практическая реализация важнейших принципов в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера на основе использования современных технических средств и информационно коммуникационных технологий. 

Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

  • Руководителей и персонала предприятия
  • Руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС
  • Единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований
  • Объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных
  • Руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения
  • Населения, находящегося в зоне действия локальной системы оповещения

Структура системы, средства и способы связи между ее компонентами 

ЛСО обеспечивает охват территории, попадающей в зону поражения потенциально-опасного объекта, которая определяется паспортом безопасности предприятия. В качестве основной технологической платформы, позволяющей реализовывать для оповещения и информирования населения все сервисы современных городских, территориальных и глобальных мультисервисных сетей, используется технология Ethernet. Могут использоваться практически любые каналы связи: ТЧ – каналы, УКВ радиоканалы, двухпроводные выделенные линии, технологии GSMxDSLWi-fi в любых сочетаниях исходя из возможностей предприятия.  

Сеть связи и передачи данных (ССПД) является единой для всех функциональных подсистем системы оповещения и обеспечивает  информационный обмен между центрами оповещения и информирования персонала и населения, пунктами управления и пунктами оповещения системы, а также взаимодействующими средствами, комплексами.  

В процессе строительства системы оповещения организуются:
Состав локальной системы оповещения
  • Центр оповещения ЛСО, организуемый на территории предприятия
  • Пункт управления ЛСО, организуемый на территории диспетчерского пункта
  • Подсистема оповещения руководящего состава
  • Пункты речевого оповещения, обеспечивающие оповещение населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения
  • Сопряжение с региональной системой оповещения
  • Сопряжение с существующей сетью проводного вещания предприятия
  • Сопряжение с системой мониторинга (мониторинг радиации, превышения уровня воды, поражающих газообразных веществ и т.д.)
  • Подсистема оповещения руководящего состава, объектового звена РСЧС и дежурно-диспетчерских служб по стационарным и сотовым телефонам (предназначена для своевременного и оперативного доведения информации до руководящего состава, объектового звена РСЧС и дежурно-диспетчерских служб вне зависимости от территориального места нахождения с помощью средств оповещения по телефонам и SMS информирования, а также для своевременного и оперативного доведения информации до диспетчера ЕДДС муниципального образования)
  • Подсистема оповещения персонала и населения с помощью рупорных громкоговорителей (предназначена для своевременного и гарантированного доведения до сотрудников, находящихся на территории потенциально-опасных объектов, и до населения, проживающего в зоне ответственности ЛСО, достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях)
  • Подсистема визуального отображения (обеспечивает отображение технических средств оповещения и их состояния на соответствующем картографическом слое)
  • Обеспечивающие подсистемы (обеспечивающая подсистема предназначена для поддержания работоспособности локальной системы оповещения в целом и состоит из сети связи и передачи данных, сети электропитания, системы защитного заземления и т.д.)
  • Режимы функционирования системы оповещения 

    Система оповещения функционирует круглосуточно, и находится в постоянной готовности к применению по предназначению во всех режимах функционирования РСЧС. Тестирование состояния оконечных устройств без их запуска, формирует отчёт о наличии неисправностей. Врежиме тестирования система имеет возможность проводить операции по диагностике без запуска оконечных звукоизлучающих устройств.  

     

    В случае возникновения ЧС, система переводится в режим оповещения следующими способами: 

    • автоматический при сработке системы мониторинга без участия оператора; 
    • автоматизированный при сработке системы мониторинга с участием оператора (фиксируется показание превышения порогового значения с датчика, предлагается запуск соответствующего сценария и запускается отсчёт на автоматический запуск системы); 
    • автоматизированный с участием оперативного дежурного или оператора в части выбора заранее подготовленного сценария оповещения; 
    • автоматизированный с участием оперативного дежурного или оператора по формированию вновь создаваемого сценария и подтверждении запуска; 
    • трансляция речи оперативным дежурным или оператором через микрофон по необходимым зонам оповещения. 

     

    В режиме оповещения все операции, выполняемые оперативным дежурным или оператором и системой, протоколируются, а исполнение оконечными устройствами команд по оповещению контролируется программным обеспечением. На основании этих данных формируются отчеты о процессе оповещения. 

     

    Надежность системы обеспечивается следующими решениями: 

    • высокой степенью отказоустойчивости применяемого современного оборудования, достигаемой за счет надежности работы аппаратной части (базы) и программного обеспечения (средняя наработка на отказ — не менее 30000 часов); 
    • использованием автоматических средств контроля технического состояния и работоспособности системы и каналов связи в целом; 
    • использованием в работе резервных каналов связи, а также альтернативной маршрутизации, позволяющих компенсировать работу неисправных участков сети и при отказах или сбоях технических средств и каналов; 
    • защитой от аварий оборудования систем электропитания (применение источников бесперебойного питания, аккумуляторных батарей, автоматических выключателей); 
    • использованием ЗИП для оперативного ремонта оборудования, вышедшего из строя; 
    • обеспечением защиты от несанкционированного запуска программно-технических средств, а также ошибочных действий оперативного дежурного и обслуживающего персонала; 
    • ограничение доступа к оконечному оборудованию (размещение на площадях, не доступных для посторонних лиц). 
Показатели надёжности аппаратуры ЛСО
  • Средняя наработка на отказ – не менее 30000 часов
  • Средний ресурс составных частей оборудования КТС до первого капитального ремонта должен быть не менее 25000 ч.
  • Среднее время восстановления – не более 0,5 часов при наличии ЗИП
  • Средний срок службы до списания – 12 лет
  • Гарантийный срок эксплуатации не менее 1 года. При проведении технического обслуживания оборудования
Основание для создания ЛСО
Указ Президента Российской Федерации от 13.11.2012 № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

Федеральные законы

от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Постановления Правительства Российской Федерации

от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;

от 9 июня 1995 г. № 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации».

от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

от 31 декабря 2004 г. № 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

от 23 января 2006 г. № 32 «Об утверждении правил оказания услуг по передаче данных»;

от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;

Приказы МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России:

от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 8232 от 12 сентября 2006 г.);

от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 7443 от 3 февраля 2006 г.).

Методические рекомендации

Методические рекомендации по созданию локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов на базе комплекса программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО), МЧС России, 2011 г.;

Типовое техническое задание на разработку проектно-сметной документации для создания локальной системы оповещения потенциально опасного объекта.