Участие в III-м Международном пожарно-спасательном конгрессе
29.08.2022
Новости МЧС России, новости дня МЧС РФ
07.09.2022

Впервые утвержден национальный стандарт о локальных системах оповещения на потенциально опасных объектах

ocr

В России впервые разработан и утвержден ГОСТ Р 22.7.05-2022 «Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», определяющий общие требования к их созданию и функционированию. Национальный стандарт, разработанный специалистами ВНИИ ГОЧС, закрепил действующую нормативно-техническую базу по этому вопросу. Он начнет действовать с 1 февраля 2023 года.

В Российской Федерации до 2021 г. национальные стандарты по технологии и правилам создания, проектирования, ввода в действие и эксплуатации локальных систем оповещения (ЛСО) отсутствовали. При этом создание ЛСО в районах размещения потенциально опасных объектов ведется в нашей стране уже почти 30 лет — с 1993 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации и иными нормативными актами.

Утвержденный стандарт устраняет этот нормативный пробел, определяя общие требования к ЛСО при их создании, реконструкции, техническом перевооружении и эксплуатации. Он также предназначен для использования при проведении опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.

Стандарт разработан на основе вступивших в силу в январе 2021 года положений о системах оповещения населения и по организации их эксплуатационно-технического обслуживания, утвержденных совместным Приказом МЧС России и Минцифры России.

Настоящий стандарт распространяется на локальные системы оповещения, создаваемые организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, а также на особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, которое проживает или осуществляет хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов. В этот перечень также входят гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой и высокой опасности.

Стандарт определяет, в каких случаях необходимо сопряжение данных ЛСО с региональными автоматизированными системами централизованного оповещения (РАСЦО) и едиными дежурными диспетчерским службами муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия ЛСО. С учетом сопряжения с другими уровнями оповещения создаются условия для более оперативного реагирования в случае масштабной аварии. В эту систему также должны быть включены дежурные службы организаций и предприятий, расположенных на территории в зоне действия ЛСО.

В документе уточняется, что при размещении нескольких объектов в непосредственной близости друг от друга, на которых требуется создание ЛСО, допускается создание единой системы по совместному решению руководителей организаций.

Границами зоны действия ЛСО являются границы территории, на которой могут воздействовать поражающие факторы от аварий и причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность.

Для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой и высокой уровень опасности такие зоны определены в нижнем бьефе, где возможны затопления на расстоянии до 6 км от объектов.

Вопросы оповещения на линейной части магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов определяются стандартами организаций.

Оконечные средства оповещения должны устанавливаться во всех помещениях зданий и на открытых пространствах объекта. Стандарт определяет уровень звука сигналов, который должен быть при оповещении персонала — не более 100 Дб. Если он выше, необходимо предусматривать использование специального светового табло или сигнальных ламп.

Во ВНИИ ГОЧС уверены, что внедрение стандарта позволит повысить оперативность, надежность и гарантированность доведения сигналов оповещения и экстренной информации до персонала потенциально опасных объектов и людей, находящихся и проживающих в районах размещения этих объектов. Соответственно, оперативно для ликвидации ЧС будут привлечены и необходимые силы и средства.

«Многие объекты сейчас отказываются от использования в своем производстве потенциально опасных веществ, заменяя их на более безопасные, но это возможно не везде. Поэтому создание и поддержание в рабочем состоянии локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах остается одной из актуальных задач. По данным, опубликованным в Государственном докладе «О состоянии защиты населения и территорий в 2021 году», в стране насчитывается порядка 2300 ЛСО, в зонах их действия проживают свыше 15 тысяч человек. Больше всего таких систем, к примеру, создано в Приволжском федеральном округе — почти 1000. Это связано со значительным количеством производственных объектов. В зонах действия ЛСО проживают почти 5600 человек», — комментирует актуальность темы заместитель начальника ВНИИ ГОЧС Игорь Сосунов.

Национальный стандарт разработан ВНИИ ГОЧС в рамках технического комитета по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» и в соответствии с «Перспективной программой стандартизации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2020-2025 гг.», утвержденной совместно МЧС России и Росстандартом.

СПРАВОЧНО

Комплексные проверки готовности локальной системы оповещения проводятся во взаимодействии с органами местного самоуправления не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц организации.

Создание и поддержание в готовности ЛСО возложено на ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты. Органы самоуправления, а также органы государственной власти субъектов РФ должны финансировать системы оповещения и поддерживать их в исправном состоянии.

Согласно ст. 20.6 и 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае невыполнения установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, СИЗ, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

Комментарии закрыты.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться