Региональная система оповещения (РСО)
представляет собой силы и технические средства оповещения, обеспечивающие доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения от региональных центров МЧС России до подчинённых органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (главных управлений МЧС России по субъектам РФ), соединений и воинских частей войск гражданской обороны, подразделений ГПС МЧС России.
Целью создания или реконструкции (РСО)
– региональной системы оповещения является своевременное доведение сигналов и информации оповещения об угрозе или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты до органов управления, сил РСЧС (единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), руководителей областных территориальных подразделений РСЧС, единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, потенциально-опасных объектов области, сил и служб нештатных аварийно-спасательных формирований и населения субъекта РФ.
- расширение площади территории и численности населения, охваченных техническими средствами оповещения;
- сокращение времени на проведение оповещения населения;
- повышение достоверности передаваемой информации;
- своевременная передача информации до органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия необходимых мер по защите населения;
- управление оконечными средствами оповещения и информирования с пунктов управления органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня;
- передача информации в заданных режимах (индивидуальный, избирательный, циркулярный, по группам по заранее установленным программам);
- оповещение инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;
- сопряжение систем оповещения населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с системами мониторинга потенциально-опасных объектов, природных и техногенных ЧС;
- защита информации от несанкционированного доступа и сохранность информации при авариях в системе;
- повышение эффективности и устойчивости функционирования региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения;
- повышение оперативности реагирование сил и средств РСЧС в целях защиты населения;
- снижение людских потерь и материального ущерба при возникновении ЧС;
- повышение эффективности принимаемых мер по предупреждению и ликвидации ЧС;
- обеспечение сопряжения стационарных и мобильных элементов систем оповещения.
Основными целями реконструкции РСО являются:

В процессе реконструкции илисоздания РСО
организуются:
РСО состоит из следующих базовых подсистем:
- подсистема оповещения населения (предназначена для своевременного и гарантированного доведения до населения, проживающего на территории субъекта РФ, в том числе в зона экстренного оповещения, достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях);
- подсистема оповещения руководящего состава (предназначена для своевременного и оперативного доведения информации до руководящего состава территориальной подсистемы РСЧС субъекта РФ, Главного управления МЧС России субъекта РФ, органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС при органах местного самоуправления, ЕДДС муниципальных образований, специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты);
- подсистема визуального отображения (обеспечивает отображение технических средств оповещения на картографическом слое);
- обеспечивающая подсистема (предназначена для поддержания работоспособности РСО и состоит из сети связи и передачи данных, системы обеспечения электропитанием и системы защитного заземления).
Целью создания или реконструкции (РСО)
– Компьютеры, предусмотренные в составе центров оповещения, являются центральным звеном РСО и обеспечивают обработку операций по запуску системы оповещения, мониторинг оконечных устройств системы, хранение баз данных абонентов и сценариев оповещения.
В свою очередь, компьютеры, предусмотренные в составе пунктов управления, обеспечивают постоянную готовность системы к работе и своевременный запуск технических средств оповещения, мониторинг состояния оконечных устройств.
Компьютеры центра и пункта оповещения взаимодействуют друг с другом через сеть связи и передачи данных, организованной на базе технологии VPN.
Приоритет центров оповещения и пунктов управления на запуск программно-технических средств оповещения устанавливается в соответствии с действующими на территории Российской Федерации нормативно-правовыми актами.
К компьютеру пункта оповещения подключаются автоматизированные системы оповещения руководящего состава, предназначенные для оперативного оповещения руководящего состава по стационарным и сотовым каналам связи посредством передачи речевого сообщения на любые типы телефонов.
Кроме того, для расширения функциональных возможностей подсистемы оповещения руководящего состава могут быть предусмотрены модули рассылки sms-сообщений.
Также подключается подсистема оповещения населения, состоящая из вновь создаваемых пунктов речевого оповещения, существующих и вновь создаваемых пунктов электросиренного оповещения и существующих сетей телерадиовещания.
Для оповещения мест массового скопления людей служат пункты речевого оповещения.
- радиотрансляционный усилитель мощности, оснащенный основным и резервным интерфейсами управления;
- аккумуляторы, обеспечивающие резервирование питания радиотрансляционных усилителей мощности;
- ethernet-коммутатор, используемый для подключения радиотрансляционного усилителя мощности к сети связи и передачи данных;
- преобразователь напряжений, обеспечивающий резервирование питания устанавливаемого телекоммуникационного оборудования от радиотрансляционного усилителя мощности;
- телекоммуникационный шкаф, используемый для размещения радиотрансляционного усилителя мощности, аккумуляторов, Ethernet-коммутатора и преобразователя напряжений;
- рупорные громкоговорители, подключаемые к радиотрансляционному усилителю мощности и используемые для воспроизведения сигналов оповещения и речевых сообщений.
В их составе следующее оборудование:
Управление радиотрансляционными усилителями мощности осуществляется с компьютеров центров и пунктов оповещения через сеть связи и передачи данных РСЧС. Резервирование каналов управления радиотрансляционными усилителями мощности осуществляется с использованием специализированного блока управления через сети провайдеров услуг сотовой связи. Радиотрансляционные усилители мощности оснащены микрофонным входом и при необходимости могут использоваться для локальной трансляции речевых сообщений.
Рупорные громкоговорители крепятся на кровле зданий при помощи кронштейнов.
Запуск электросирен
– Для оповещения спальных районов населенных пунктов используются существующие и вновь размещаемые электросирены. Услышав звук сирены, распространяющийся гораздо дальше разборчивого речевого сигнала, включив телевизоры и радиоприемники, население может быть в курсе развития чрезвычайной ситуации и действий, необходимых для смягчения её последствий.
Для интеграции существующих электросирен в РСО предусмотрена замена устаревших блоков на устройства запуска электросирен. Управление данными устройствами осуществляется по Ethernet-каналу через существующую сеть связи и передачи данных. Резервирование каналов управления устройствами запуска сирен осуществляется в том числе через сети провайдеров услуг сотовой связи.
Устройства запуска электросирен оснащены трехпозиционным тумблером и при необходимости могут быть использованы для ручного запуска электросирен.
Перехват радио- и телевещания
– Для информирования и оповещения населения через сети эфирного вещания используются устройства перехвата телерадиовещания. Конфигурация данных устройств позволяет осуществлять перехват аналоговых и цифровых сетей телерадиовещания.
Для перехвата сети цифрового телерадиовещания на территории субъекта РФ в аппаратном зале РТПЦ предусматривается установка устройства перехвата. При запуске РСО данное устройство передает на сервер-сплайсер видеоряд и вложенный аудиосигнал через SDI-интерфейс. В свою очередь, сервер-сплайсер прерывает вещание и передает в эфир поступающую информацию. Управление перехватом будет осуществляться через GPI-входы сервера-сплайсера.
Для перехвата видеоряда и звукового тракта каналов аналогового вещания, действующего в настоящий момент на территории субъекта РФ, в составе проекта предусмотрен матричный коммутатор, который подключается к устройству перехвата телерадиовещания.
Для перехвата аналогового FM-вещания используются устройства перехвата, устанавливаемые в аппаратном зале РТПЦ. Вышеуказанные устройства подключаются в разрыв линейного тракта между источником и передатчиком FM-вещания. При запуске РСО устройства прерывают вещание FM-станций и передают в эфир сигналы оповещения и речевые сообщения.
Для перехвата цифрового FM-вещания устройства подключаются к аудиовходам цифрового аудиопроцессора. Управление аудиопроцессором осуществляется с вышеуказанного устройства через GPI-входы.
Трансляция речевых сообщений и сигналов оповещения через существующую сеть проводного радиовещания осуществляется посредством перехвата вышеуказанной сети. Для перехвата сети проводного вещания служит оборудование перехвата, подключаемое в разрыв линейного тракта между источником вещания программ и усилителем ГРТУ.
Режимы функционирования системы оповещения (РСО)
– cистема оповещения функционирует круглосуточно, и находится в постоянной готовности к применению по предназначению во всех режимах функционирования РСЧС. Тестирование состояния оконечных устройств без их запуска, формирует отчёт о наличии неисправностей. В режиме тестирования система имеет возможность проводить операции по диагностике без запуска оконечных звукоизлучающих устройств.
В случае возникновения ЧС, система переводится в режим оповещения следующими способами:
- автоматизированный при сработке системы мониторинга с участием оператора (фиксируется показание превышения порогового значения с датчика, предлагается запуск соответствующего сценария и запускается отсчёт на автоматический запуск системы);
- автоматизированный с участием оперативного дежурного или оператора в части выбора заранее подготовленного сценария оповещения;
- автоматизированный с участием оперативного дежурного или оператора по формированию вновь создаваемого сценария и подтверждении запуска;
- трансляция речи оперативным дежурным или оператором через микрофон по необходимым зонам оповещения.
В режиме оповещения все операции, выполняемые оперативным дежурным или оператором и системой, протоколируются, а исполнение оконечными устройствами команд по оповещению контролируется программным обеспечением. На основании этих данных формируются отчеты о процессе оповещения.
Надежность системы обеспечивается следующими решениями:
- высокой степенью отказоустойчивости применяемого современного оборудования, достигаемой за счет надежности работы аппаратной части (базы) и программного обеспечения (средняя наработка на отказ — не менее 30000 часов);
- использованием автоматических средств контроля технического состояния и работоспособности системы и каналов связи в целом;
- использованием в работе резервных каналов связи, а также альтернативной маршрутизации, позволяющих компенсировать работу неисправных участков сети и при отказах или сбоях технических средств и каналов;
- защитой от аварий оборудования систем электропитания (применение источников бесперебойного питания, аккумуляторных батарей, автоматических выключателей);
- использованием ЗИП для оперативного ремонта оборудования, вышедшего из строя;
- обеспечением защиты от несанкционированного запуска программно-технических средств, а также ошибочных действий оперативного дежурного и обслуживающего персонала;
- ограничение доступа к оконечному оборудованию (размещение на площадях, не доступных для посторонних лиц).
Показатели надёжности аппаратуры РСО:
- Средняя наработка на отказ – не менее 30000 часов.
- Средний ресурс составных частей оборудования КТС до первого капитального ремонта должен быть не менее 25000 ч.
- Среднее время восстановления – не более 0,5 часов при наличии ЗИП.
- Средний срок службы до списания – 12 лет.
- Гарантийный срок эксплуатации не менее 1 года. При проведении технического обслуживания оборудования.
Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму
– Одним из мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций является своевременное оповещение руководящего состава, персонала объекта, дежурных служб и аварийно-спасательных формирований. Система оповещения позволяет выполнить это мероприятие.
Основным способом оповещения персонала объектов об угрозе или факте ЧС в рабочее время является сигнал «Внимание всем!» и речевая информация, передаваемая через технические средства оповещения, в том числе:
- громкоговорящей связи на территории;
- местной телефонной связи и радиосвязи.
Информация о чрезвычайных ситуациях должна доводиться со следующими временными характеристиками:
- экстренное уведомление и оповещение о прогнозе и факте чрезвычайных ситуаций регионального и местного масштаба – незамедлительно вне зависимости от времени суток;
- срочная информация о развитии обстановки при чрезвычайных ситуациях и о ходе работ по их ликвидации — не позднее двух часов с момента уведомления о событии, последующие донесения с периодичностью не более четырех часов;
- обобщенная информация о событиях за сутки при ведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций – к 16 часам каждых суток.
Перед передачей информации должна включаться громкая связь, передача предваряется сигналом «Внимание всем!».
Передаваемая информация должна быть краткой и включать данные о времени и месте аварии, виде ЧС, предварительную оценку масштаба, первоначальный порядок действия персонала, (всем оставаться на местах, произвести аварийную остановку механизмов или, прекратить работу, доступ людей в зону ЧС запрещен), место сбора формирований гражданской обороны.
Дальнейшая информация должна определять сроки и порядок действия персонала, формирований объекта и сведения о ходе локализации и ликвидации ЧС.
Тревогу, согласно схеме оповещения, объявляет старший диспетчер ДДС и докладывает обстановку руководству предприятия.
Предусматривается автоматизация функций управления оповещением персонала и населения, что обеспечит оперативность действий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также снижение последствий с помощью экстренного оповещения и информирования персонала и населения.
Должна быть обеспечена устойчивая работа системы оповещения ГО на базе существующих и создаваемых сетей проводного вещания производственного назначения, пунктов оповещения персонала.
Документацией указаны места размещения технических средств, с описанием аппаратурных и программных решений всех подсистем (см. планы расположения оборудования). Указан порядок резервирования электропитания.
При строительстве системы оповещения должно быть использовано оборудование, сертифицированное в органах ГОСТ, Мининформсвязи и МЧС России, указан порядок обеспечения возможности сопряжения системы с аппаратурой системы оповещения вышестоящего уровня.
Основание для создания РСО:
Указ Президента Российской Федерации от 13.11.2012 № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».
Федеральные законы:
Приказы МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России:
Приказы Мининформсвязи России: