Местная (муниципальная) система оповещения (МСО)

система оповещения, обеспечивающая доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов управления ГОЧС до: руководящего состава гражданской обороны и РСЧС города, городского и сельского районов; оперативных дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций; населения, проживающего на территории города, городского или сельского района.

    Основными целями реконструкции МСО являются:

  • расширение площади территории и численности населения, охваченных техническими средствами оповещения;
  • сокращение времени на проведение оповещения населения;
  • повышение достоверности передаваемой информации;
  • своевременная передача информации до органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия необходимых мер по защите населения;
  • управление оконечными средствами оповещения и информирования с пунктов управления органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня;
  • передача информации в заданных режимах (индивидуальный, избирательный, циркулярный, по группам по заранее установленным программам);
  • оповещение инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;
  • сопряжение местной системы оповещения населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с системами мониторинга потенциально опасных объектов, природных и техногенных ЧС;
  • защита информации от несанкционированного доступа и сохранность информации при авариях в системе;
  • повышение эффективности и устойчивости функционирования местной системы оповещения;
  • повышение оперативности реагирование сил и средств РСЧС в целях защиты населения;
  • снижение людских потерь и материального ущерба при возникновении ЧС;
  • повышение эффективности принимаемых мер по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • обеспечение сопряжения стационарных и мобильных элементов систем оповещения.

В процессе реконструкции или

создания МСО организуются:

  • центр оповещения МСО, организуемый на территории администрации муниципального образования субъекта Российской Федерации (РФ);
  • пункты управления МСО, организуемые на территории администрации муниципального образования субъекта РФ;
  • подсистема оповещения руководящего состава;
  • пункты речевого оповещения, обеспечивающие оповещение населения, проживающего на территории населенных пунктов муниципального района;
  • пункты электросиренного оповещения;
  • сопряжения с существующими локальными системами оповещения;
  • сопряжения с существующими системами оповещения и управления эвакуацией социально-значимых объектов.
  • В процессе реконструкции или

    создания МСО организуются:

  • центр оповещения МСО, организуемый на территории администрации муниципального образования субъекта Российской Федерации (РФ);
  • пункты управления МСО, организуемые на территории администрации муниципального образования субъекта РФ;
  • подсистема оповещения руководящего состава;
  • пункты речевого оповещения, обеспечивающие оповещение населения, проживающего на территории населенных пунктов муниципального района;
  • пункты электросиренного оповещения;
  • сопряжения с существующими локальными системами оповещения;
  • сопряжения с существующими системами оповещения и управления эвакуацией социально-значимых объектов.
  • Компьютеры, предусмотренные в составе центра оповещения, являются центральным звеном МСО и обеспечивают обработку операций по запуску системы оповещения, мониторинг оконечных устройств системы, хранение баз данных абонентов и сценариев оповещения.

    В свою очередь, компьютеры, предусмотренные в составе пунктов управления, обеспечивают постоянную готовность системы к работе и своевременный запуск технических средств оповещения, мониторинг состояния оконечных устройств.

    Компьютеры центра и пункта оповещения взаимодействуют друг с другом через сеть связи и передачи данных, организованной на базе технологии VPN.

    Приоритет центров оповещения и пунктов управления на запуск программно-технических средств оповещения устанавливается в соответствии с действующими на территории Российской Федерации нормативно-правовыми актами.

    К компьютеру пункта оповещения подключаются автоматизированные системы оповещения руководящего состава, предназначенные для оперативного оповещения руководящего состава по стационарным и сотовым каналам связи посредством передачи речевого сообщения на любые типы телефонов.

    Кроме того, для расширения функциональных возможностей подсистемы оповещения руководящего состава могут быть предусмотрены модули рассылки sms-сообщений.

    Также подключается подсистема оповещения населения, состоящая из вновь создаваемых пунктов речевого оповещения, существующих и вновь создаваемых пунктов электросиренного оповещения и существующих сетей телерадиовещания.

    Для оповещения мест массового скопления людей служат пункты речевого оповещения.


    В их составе следующее оборудование:

  • радиотрансляционный усилитель мощности, оснащенный основным и резервным интерфейсами управления;
  • аккумуляторы, обеспечивающие резервирование питания радиотрансляционных усилителей мощности;
  • Ethernet-коммутатор, используемый для подключения радиотрансляционного усилителя мощности к сети связи и передачи данных;
  • преобразователь напряжений, обеспечивающий резервирование питания устанавливаемого телекоммуникационного оборудования от радиотрансляционного усилителя мощности;
  • телекоммуникационный шкаф, используемый для размещения радиотрансляционного усилителя мощности, аккумуляторов, Ethernet-коммутатора и преобразователя напряжений;
  • рупорные громкоговорители, подключаемые к радиотрансляционному усилителю мощности и используемые для воспроизведения сигналов оповещения и речевых сообщений.
  • 89695-development-web-communication-engineering-computer-software

    Управление радиотрансляционными усилителями мощности осуществляется с компьютеров центров и пунктов оповещения через сеть связи и передачи данных РСЧС. Резервирование каналов управления радиотрансляционными усилителями мощности осуществляется с использованием специализированного блока управления через сети провайдеров услуг сотовой связи. Радиотрансляционные усилители мощности оснащены микрофонным входом и при необходимости могут использоваться для локальной трансляции речевых сообщений.

    Рупорные громкоговорители крепятся на кровле зданий при помощи кронштейнов.

    Запуск электросирен

    Для оповещения спальных районов населенных пунктов используются существующие и вновь размещаемые электросирены. Услышав звук сирены, распространяющийся гораздо дальше разборчивого речевого сигнала, включив телевизоры и радиоприемники, население может быть в курсе развития чрезвычайной ситуации и действий, необходимых для смягчения её последствий.

    Для интеграции существующих электросирен в МСО предусмотрена замена устаревших блоков на устройства запуска электросирен. Управление данными устройствами осуществляется по Ethernet-каналу через существующую сеть связи и передачи данных. Резервирование каналов управления устройствами запуска сирен осуществляется в том числе через сети провайдеров услуг сотовой связи.

    Устройства запуска электросирен оснащены трехпозиционным тумблером и при необходимости могут быть использованы для ручного запуска электросирен.

    Режимы функционирования системы оповещения

    Система оповещения функционирует круглосуточно, и находится в постоянной готовности к применению по предназначению во всех режимах функционирования РСЧС. Тестирование состояния оконечных устройств без их запуска, формирует отчёт о наличии неисправностей. В режиме тестирования система имеет возможность проводить операции по диагностике без запуска оконечных звукоизлучающих устройств.

    В случае возникновения ЧС, система переводится в режим оповещения следующими способами:

  • автоматизированный с участием оперативного дежурного или оператора в части выбора заранее подготовленного сценария оповещения;
  • автоматизированный с участием оперативного дежурного или оператора по формированию вновь создаваемого сценария и подтверждении запуска;
  • трансляция речи оперативным дежурным или оператором через микрофон по необходимым зонам оповещения.
  • В режиме оповещения все операции, выполняемые оперативным дежурным или оператором и системой, протоколируются, а исполнение оконечными устройствами команд по оповещению контролируется программным обеспечением. На основании этих данных формируются отчеты о процессе оповещения.

    Надежность системы обеспечивается

    следующими решениями:

  • высокой степенью отказоустойчивости применяемого современного оборудования, достигаемой за счет надежности работы аппаратной части (базы) и программного обеспечения (средняя наработка на отказ — не менее 30000 часов);
  • использованием автоматических средств контроля технического состояния и работоспособности системы и каналов связи в целом;
  • использованием в работе резервных каналов связи, а также альтернативной маршрутизации, позволяющих компенсировать работу неисправных участков сети и при отказах или сбоях технических средств и каналов;
  • защитой от аварий оборудования систем электропитания (применение источников бесперебойного питания, аккумуляторных батарей, автоматических выключателей);
  • использованием ЗИП для оперативного ремонта оборудования, вышедшего из строя;
  • обеспечением защиты от несанкционированного запуска программно-технических средств, а также ошибочных действий оперативного дежурного и обслуживающего персонала;
  • ограничение доступа к оконечному оборудованию (размещение на площадях, не доступных для посторонних лиц).
  • Показатели надёжности

    аппаратуры МСО:

  • Средний ресурс составных частей оборудования КТС до первого капитального ремонта должен быть не менее 25000 ч.
  • Гарантийный срок эксплуатации не менее 1 года. При проведении технического обслуживания оборудования.
  • Среднее время восстановления – не более 0,5 часов при наличии ЗИП.
  • Средняя наработка на отказ – не менее 30000 часов.
  • Средний срок службы до списания – 12 лет.

  • Основание для создания МСО

    1Федеральные законы
  • от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»;
  • от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • от 21 декабря 1994 г. № 69 ФЗ «О пожарной безопасности»;
  • от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
  • от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
  • от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;
  • от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  • 2Постановления Правительства Российской Федерации
  • от 9 июня 1995 г. № 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации»;
  • от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  • от 31 декабря 2004 г. № 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • от 11 февраля 2005 г. № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи»:
  • от 13 апреля 2005 г. № 214 «Об утверждении Правил организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи»;
  • от 15 апреля 2005 г. № 222 «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи»;
  • от 21 апреля 2005 г. № 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи»;
  • от 18 мая 2005 г. № 310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи»;
  • от 25 мая 2005 г. № 328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи»:
  • от 6 июня 2005 г. № 353 «Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания»;
  • от 27 августа 2005 г. № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность»;
  • от 23 января 2006 г. № 32 «Об утверждении правил оказания услуг по передаче данных»;
  • от 10 сентября 2007 г. № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи»;
  • от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;
  • от 22 мая 2008 г. № 381 «О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей»;
  • от 25 июня 2009 г. № 532 «Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации»;
  • от 21 ноября 2011 г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112»;
  • от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
  • Приказы МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России:
  • от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 8232 от 12 сентября 2006 г.);
  • от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 7443 от 3 февраля 2006 г.).
  • 3Приказы МЧС России, МВД России и ФСБ России
  • от 31 мая 2005 г. №428/432/321 «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 6700 от 9 июня 2005 г.);
  • от 28 октября 2008 г. № 646/919/526 «Об утверждении Требований по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 13001 от 26 декабря 2008 г.).от 31 мая 2005 г. №428/432/321 «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 6700 от 9 июня 2005 г.);
  • от 28 октября 2008 г. № 646/919/526 «Об утверждении Требований по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 13001 от 26 декабря 2008 г.).
  • 4Приказы МЧС России
  • от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 8232 от 12 сентября 2006 г.);
  • от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 «Об утверждении Положения но организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 7443 от 3 февраля 2006 г.).
  • Приказы Мининформсвязи России:
  • от 13 марта 2007 г. № 32 «Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования в части обеспечения надежности электроснабжения средств связи, выполняющих функции систем коммутации, точек присоединения и базовых станций сетей подвижной связи»;
  • от 27 сентября 2007 г. № 113 «Об утверждении Требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования»;
  • от 9 января 2008 г. № 1 «Об утверждении требований по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации»;
  • от 31 января 2008 г. № 10 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства связи по исполнению государственной функции по организации системы сертификации в области связи, включающей в себя органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности».
  • 5Методические рекомендации
  • Методические рекомендации по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской обороны Российской Федерации. МЧС России, 2001 г.;
  • Методические рекомендации по реконструкции (созданию) региональных, местных и локальных систем оповещения на базе комплекса технических средств оповещения на цифровых сетях связи с IP-технологией и каналах кабельного телевидения. МЧС России. 2007 г.;
  • Временные методические рекомендации по созданию (реконструкции) региональных систем оповещения на базе комплекса программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО), МЧС России, 2011 г.;
  • Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
    Принять
    Отказаться